01 Июл

МУ к курсов. работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

)

 

 

Институт экономики и менеджмента

Экономический факультет

Кафедра экономики и стратегического управления

 

 

 

Григорий Александрович

 

 

 

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

, обучающихся по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

Владимир 2015 г.

Содержание

Введение   3

Содержание и структура курсовой работы   4

Содержание курсовой работы   4

Примерный план курсовой работы   4

Примерный перечень тем курсовых работ   5

Требования к структуре и содержанию курсовой работы   5

Раздел 1.1. Краткая характеристика объекта исследования   5

Раздел 1.2. Краткое описание стратегии или направлений развития объекта исследования   6

Раздел 1.3. Анализ экономического состояния объекта исследования   6

Раздел 2.1. Анализ доходной части бюджета   7

Раздел 2.2. Анализ расходной части бюджета   8

Раздел 3.1. Разработка бюджета   10

Раздел 3.2. Баланс доходов и расходов бюджета на прогнозируемый период   12

Раздел 3.3. Организационные аспекты реализации бюджета   14

Критерии оценки выполнения курсовой работы   16

Приложения   18

Список рекомендуемой литературы   20

 

 

 

 

для студентов и слушателей (очное, заочное отделение, переподготовка и повышение квалификации) специальности Государственное и муниципальное управление.

На основе теоретического и практического анализа процессов финансирования и кредитования, а также обобщения законодательных и нормативных документов, опыта рыночных преобразований в общественном секторе экономики и в сфере предпринимательской деятельности овладеть механизмами организации, планирования, стимулирования, управления государственными и муниципальными финансами.

обучающийся должен усвоить следующие компетенции согласно ФГОС по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры) от 26.11.2014 №1518:

   владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления (ПК-4).

 

 

 

работы

 

содержать следующие структурные элементы: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения.

.

ементы работы.

и освещение ее актуальности (сущности проблемной ситуации) и значимости, раскрытие степени проработанности проблемы в специальной литературе, формулировку предмета и объекта, цели и задач исследования, теоретико-методологической и информационной основ исследования, практической.

должно содержать краткий обзор основных выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов, что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования.

.

рекомендуется включать справочные материалы, не являющиеся необходимыми для более полного освещения темы в основном тексте работы, однако информация, содержащаяся в них, служит наглядной иллюстрацией приведённых аргументов, творческих усилий или вспомогательным инструментом проводимой оценки. В приложениях могут содержаться промежуточные формулы и расчеты, таблицы, инструкции, методики, описания алгоритмов решения задачи, первичные материалы статистической и финансовой отчетности.

 

Примерный план курсовой работы

Введение

Глава 1. Описание объекта исследования

1.1 Краткая характеристика объекта исследования

1.2 Краткое описание стратегии или направлений развития объекта исследования

1.3 Экономический анализ состояния объекта исследования

Глава 2. Анализ бюджетов объекта исследования

2.1 Анализ доходной части бюджета

2.2 Анализ расходной части бюджета

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию бюджета объекта исследования

3.1 Разработка бюджета

3.2 Баланс доходов и расходов бюджета на прогнозируемый период

3.3 Организационные аспекты реализации бюджета

Заключение

Список использованной литературы

данной дисциплине.

 

Примерный перечень тем курсовых работ

Совершенствование бюджета Комитета по молодежной политике города Владимира

Разработка бюджета МУП «Гостиница «Дружба» в городе Суздале

Совершенствование бюджетной политики муниципального образования город Гусь-Хрустальный

   Разработка мероприятий по совершенствованию бюджета (на примере Отделения Пенсионного фонда России по Владимирской области)

Разработка бюджета муниципальной целевой программы «Жилье для Владимирской семьи» в городе Владимире

   Совершенствование бюджета некоммерческой организации «Владимирский городской ипотечный фонд»

 

 

 

Раздел 1.1. Краткая характеристика объекта исследования

В этом разделе необходимо отразить следующую информацию:

Наименование юридического лица

Организационно-правовая форма, имена и адреса учредителей.

Место государственной регистрации и почтовый адрес.

Вид (виды) экономической деятельности предприятия с указанием процента прибыли, приходящийся на каждый из видов деятельности в общем объеме прибыли в среднем за последний отчетный год деятельности.

Показатели производственно-хозяйственной деятельности за несколько лет.

Штат сотрудников.

Зона ответственности объекта исследования в социально-экономическом развитии.

Прочие данные на усмотрение магистранта.

 

Рекомендуемые требования:

1. Определитесь с объектом исследования, который будет использоваться на протяжении всех лабораторных работ. Рекомендуется использовать объект аналогичный объекту, использованному в курсовой работе.

2. Дайте краткое описание объекта исследования. Название. Юридический адрес. Сфера деятельности. Оказываемые услуги. Статистические данные об оказанных услугах. Численность персонала. Объем и источники финансирования. Структура расходов и их объем. Прочие статистическая информация характеризующая деятельность и масштаб работы объекта исследования. Рекомендуется предоставлять данные за последние три года.

3. Проанализируйте существующие стратегические показатели деятельности объекта исследования. Какие цели поставлены перед объектом? Какие стратегические цели установлены на федеральном уровне? Попробуйте описать ключевые стратегические проблемы развития?

4. Оцените текущие показатели деятельности развития объекта исследования. Соотнесите текущие показатели деятельности со стратегическими целями. Соотнесите общую характеристику объекта исследования с поставленными стратегическими целями и задачами.

5. Сделайте выводы и обобщения проведенного анализа.

 

Раздел 1.2. Краткое описание стратегии или направлений развития объекта исследования

В этом разделе необходимо описать следующую информацию:

Действующие стратегические документы;

Направления стратегического развития объекта исследования: обзор и предпосылки.

Стратегические цели и задачи.

Видение стратегического развития объекта исследования.

Миссия стратегического развития.

Обзор стратегических программ, проектов и мероприятий.

 

» объекта исследования. В этом случае рекомендуемые требования будут следующие:

каких актуальных документах и нормативных актов объект исследования осуществляет свою финансовую деятельность.

   Опишите ключевые положения финансовой политики объекта исследования. Соответствует ли текущая финансовая политика требованиям вышестоящим органам и стратегическим задачам. Опишите в рамках финансовой политики следующие элементы, если они имеются: бюджетная политика, налоговая политика, кредитно-денежная политика, таможенная политика.

как за отчетные периоды, так и на перспективу; научно-обоснованные направления расходования бюджетных средств).

   Сделайте соответствующие выводы и обобщения.

 

Данный раздел курсовой работы может быть заменен на любую другую тему, по согласованию с преподавателем, в зависимости от выбранной темы и объекта исследования.

Предполагается описать следующие данные в этом разделе:

Результаты социально-экономической деятельности объекта исследования за последние несколько лет;

Экономические показатели развития объекта исследования (общее финансирование), обоснование выбора направлений финансирования.

и экономической деятельностей.

Прочая важная информация для обоснования и описания бюджета.

 

Помимо этого данный раздел можно заменить следующим разделом «Анализ механизма реализации бюджетной и финансовой политики» объекта исследования. В этом случае рекомендуемые требования будут следующие:

Выявите, какие структурные подразделения и ответственные лица отвечают за реализацию финансовой/бюджетной политики. На сколько распределения зон ответственности соответствует финансовой/бюджетной политике.

Проведите анализ соответствия плана и факта реализации бюджета в общем виде. Наблюдаются ли какие изменения и тенденции? Какие были ключевые изменения?

Какие организационные формы финансовых отношений приняты в объекте исследования?

Каков порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств? Опишите сложившиеся проблемы и возможные варианты их разрешения.

Какие используются методы финансового планирования? Опишите их эффективность на данном этапе развития объекта исследования, а также на перспективу.

Какие формы управления финансами и финансовой системой используются? Опишите эти формы управления и дайте их характеристику.

Визуализируйте в виде схемы механизм реализации финансовой/бюджетной политики. Опишите действующий механизм реализации.

   Сделайте вывод и обобщения.

 

 

Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

):

. Бюджетная классификация РФ

 

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

— поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления.

прочие неналоговые доходы.

прочие безвозмездные поступления.

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

3) бюджеты муниципальных районов;

4) бюджеты городских округов;

5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) бюджеты городских и сельских поселений;

7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

 

Рекомендуемые требования:

1. Выявить источники формирования бюджета, т.е. доходную часть бюджета. Рекомендуется анализировать сведения минимум за последние три года.

2. Проанализируйте структуру доходной части бюджета минимум за последние три года. Опишите отличительные признаки и особенности. Какие тенденции наблюдаются?

3. Проанализируйте возможные источники покрытия дефицита бюджета.

4. Сделайте выводы и обобщения.

 

 

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда, а также бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначены для исполнения расходных обязательств.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

другие общегосударственные вопросы.

другие вопросы в области национальной обороны.

правоохранительной деятельности.

области национальной экономики.

жилищно-коммунального хозяйства.

области охраны окружающей среды.

е вопросы в области образования.

бласти культуры, кинематографии.

просы в области здравоохранения.

ы в области социальной политики.

ой культуры и спорта.

сти средств массовой информации.

государственного внешнего долга.

прочие межбюджетные трансферты общего характера.

осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов или федеральных органов исполнительной власти.

 

Рекомендуемые требования:

1. Выявить источники расходования бюджета, т.е. расходную часть бюджета. Рекомендуется анализировать структуру расходов минимум за последние три года.

2. Проанализируйте структуру расходной части бюджета минимум за последние три года. Опишите отличительные признаки и особенности. Какие тенденции наблюдаются? Какие наблюдаются отклонения?

. Проанализируйте итоговые цифры доходной и расходных частей бюджета объекта исследования минимум за последние три года. Опишите состояние баланса бюджета (дефицит/профицит).

. Опишите причины дефицита или профицита бюджета. Как был преодолен дефицит бюджета или куда были перенаправлены средства профицита бюджета.

. Сделайте выводы и обобщения.

 

 

от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

— форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

бюджеты городских и сельских поселений.

Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

, а для поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период (т.е. 3 года).

— очередной финансовый год и плановый период.

(очередной финансовый год и плановый период).

если проект бюджета поселения составляется и утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа поселения могут быть предусмотрены разработка и утверждение среднесрочного финансового плана поселения.

д и плановый период).

— год, следующий за текущим финансовым годом.

за очередным финансовым годом.

Формирование расходной части бюджета на прогнозируемый период

Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Стоит отметить, что согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом.

представлена информация о тех категориях расходов, которые могут быть заложены в бюджете.

или муниципальным образованием.

Формирование доходной части бюджета на прогнозируемый период

в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации.

силу указанных нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

бюджетного кодекса РФ, где представлена информация о процентном соотношении отчислений в различные уровни бюджетов налогов и сборов, а также прочих платежей.

 

Рекомендуемые требования:

1. Разработайте бюджет по объекту исследования на один или три года. Бюджет не обязательно разрабатывать с нуля, а проводить его совершенствование, т.е. совершенствовать отдельные направления бюджета.

2. При разработке нового бюджета рекомендуется использовать информацию об изменении стратегических целей и задач в соответствии с актуальными данными Правительства РФ и соответствующих вышестоящих структурных подразделений.

3. Докажите и опишите соответствующие изменения в бюджете.

4. Сделайте вывод и обобщение.

 

 

Баланс доходов и расходов бюджета на прогнозируемый период

являются:

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

являются:

прочие доходы.

прочие расходы.

увеличение стоимости материальных запасов.

уменьшение стоимости материальных запасов.

увеличение прочей дебиторской задолженности.

уменьшение прочей дебиторской задолженности.

увеличение прочей кредиторской задолженности;

уменьшение прочей кредиторской задолженности.

 

Баланс доходов и расходов на прогнозируемый период

Здесь ключевую роль играют два понятия:

— превышение доходов бюджета над его расходами;

.

утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

— денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

(валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения;

Дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

 

Рекомендуемые требования:

какими методами оптимизации можно устранить соответствующие отклонения.

разработанный бюджет соответствует поставленным стратегическим требованиям и задачам. Соответствует ли разработанный бюджет соответствующим зонам ответственности. Предложите свои решения проблем.

 

Организационные аспекты реализации бюджета

их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Источники финансирования дефицита бюджета

В случае возникновения дефицита бюджета необходимо будет определить источники его финансирования. Для федерального бюджета источники финансирования определены в Бюджетном кодексе РФ.

иные источники.

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются: разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость; разница между полученными и погашенными субъектом РФ кредитами иностранных банков в иностранной валюте; иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются: поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования; курсовая разница по средствам местного бюджета; объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования; объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств муниципального образования; разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных юридическим лицам бюджетных кредитов.

Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по: ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ; кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям). Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).

Согласно законодательству, возможно осуществление операций реструктуризации долга. Под реструктуризацией долга в целях настоящего Кодекса понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Особое внимание стоит уделить государственным и муниципальным гарантиям, которые подробно описаны в статье 115 Бюджетного кодекса.

(подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

В этом разделе курсовой работы рекомендуется осветить следующие вопросы:

Описание механизма реализации бюджета;

Ответственность за реализацию бюджета и зоны ответственности;

Обоснование распределения зон ответственности;

Прочие организационные аспекты реализации бюджета.

 

.

 

 

1.

Тема курсовой работы соответствует содержанию

2.

Объект, предмет, цель и задачи курсовой работы соответствуют содержанию и заявленной теме

3.

Курсовая работа не менее чем на 75% соответствует требованиям к оформлению

4.

введение присутствует описание актуальности, объекта, предмета, цель, задачи, методы исследования, структура курсовой работы

5.

Дано краткое описание объекта исследование

6.

Проведен анализ стратегических показателей объекта исследования

7.

Проведен анализ показателей операционной деятельности объекта исследования

8.

Проведен анализ финансово-экономических показателей деятельности объекта исследования

9.

Описана действующая финансовая политика

10.

Дано общее описание текущего механизма финансовой политики объекта исследования (не обязательный критерий)

11.

Проанализирована доходная часть бюджета объекта исследования

12.

Описаны источники формирования бюджета объекта исследования

13.

Доходная часть бюджета проанализирована за последние три года

14.

Проанализированы возможные источники покрытия дефицита

15.

Проанализирована расходная часть бюджета объекта исследования

16.

Описана структура расходов объекта исследования

17.

Расходная часть бюджета проанализирована за последние три года

18.

Проанализированы и описаны возможные тенденции и отклонения

19.

Проанализирован баланс бюджета за последние три года объекта исследования

20.

Представлены улучшения или новый бюджет объекта исследования на год или три года

21.

или полное его формирование

22.

Описаны особенности нового бюджета

23.

и расходных частей предложенного бюджета, выявлены и описаны отклонения

24.

Проведена балансировка бюджета, если требуется

25.

Дана оценка разработанного бюджета и стратегических задач

26.

и обосновано внедрение минимум одной целевой программы, дано ее описание (не обязательный критерий)

27.

По всем трем главам сделаны краткие выводы

28.

стр

29.

Список использованной литературы состоит минимум из 15 источников информации

30.

Объем курсовой работы должен быть не менее 35 стр. не считая приложений

 

 

В зависимости от выбранного объекта исследования и предметной области тема и структура курсовой работы может быть существенно изменена с целью формирования соответствующих компетенций и оптимальному охвату вопросов предполагаемого магистерского исследования. При этом соответственно могут меняться и критерии оценки курсовой работы, которые также формируется по согласованию с преподавателем и магистрантом в первый месяц обучения.

 

 

 

Приложения

А

Оформление титульного листа

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

)

 

Институт экономики и менеджмента

Экономический факультет

Кафедра экономики и стратегического управления

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «…»

на тему «…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. …

Фамилия И.О.

Проверил: к.э.н., доцент

Г.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2015

 

Б

Примеры оформления информационных источников в списке литературы

 

Книжное издание

-5-8071-0184-6

5-8459-0315-7

5-8071-0087-5

5-271-01305-7

Законодательные материалы

Маркетинг, 2001. – 39 с.

Ось-89, 2001. – 46 с.

Электронные ресурсы

.). – (Интерактивный мир).

Статья из книги или другого разового издания

сб. науч. тр. – Воронеж, 2001. – С. 101–106.

. ун-та. Сер. 3, Физика. Астрономия. – 2001. – № 5. – С. 23–25.

№ 10. – С. 58–71.

Статья из журнала

// Банковские технологии.- 2001.- № 1.- С. 56-57.

Диссертация

10.02.65. Защищена 25.03.83; Утв. 22.06.83. – М.,1982. – 145 с.

Стандарты

Изд-во стандартов, 2001.- 27 с.

 

 

 

Основная литература

. — М.: Финансы и статистика, 2015. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785279035601.html. – ЭБС «Консультант студент», по паролю

Проспект, 2015. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392154814.html. – ЭБС «Консультант студент», по паролю

Статут, 2015. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785835411023.html. – ЭБС «Консультант студент», по паролю

 

Дополнительная литература

Статут, 2014. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785835409891.html. – ЭБС «Консультант студент», по паролю

Дашков и К, 2014. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394013027.html. – ЭБС «Консультант студент», по паролю

Феникс, 2013. — (Консультирует юрист) — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222212677.html. – ЭБС «Консультант студент», по паролю

СФУ, 2013. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785763827705.html. – ЭБС «Консультант студент», по паролю

Статут, 2012. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785835408764.html. – ЭБС «Консультант студент», по паролю

СФУ, 2012. — Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785763825879.html. – ЭБС «Консультант студент», по паролю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *