01 Июл

МУ к лаб. раб._ГФиЬП

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

 

Институт экономики и менеджмента

Экономический факультет

Кафедра экономики и стратегического управления

 

 

 

Григорий Александрович

 

 

 

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ

управление»

 

 

 

 

5 г.

 

 

Содержание

Введение   3

Общие требования к выполнению лабораторных работ   4

Рекомендации по выбору объекта исследования   4

Лабораторная работа №1. Анализ финансово-экономических, стратегических и операционных показателей   5

Лабораторная работа №2. Анализ финансовой и бюджетной политики   10

Лабораторная работа №3. Анализ механизма реализации бюджетной и финансовой политики   13

Лабораторная работа №4. Анализ доходной части бюджета и источников покрытия дефицита бюджета   15

Лабораторная работа №5. Анализ расходной части бюджета   16

Лабораторная работа №6. Анализ баланса бюджета   17

Лабораторная работа №7. Разработка бюджета   17

Лабораторная работа №8. Оптимизация бюджетных расходов и их оценка   20

Лабораторная работа №9. Разработка и анализ целевых программ   21

Критерии оценки выполнения лабораторных работ   22

Библиографический список   24

 

.

.

Все лабораторные работы формируют следующие компетенции:

•   владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления (ПК-4).

 

».

.

выбранной в курсовой работе.

Каждая лабораторная работа должна содержать номер лабораторной и ее заголовок.

 

например только сферу жилищно-коммунального хозяйства, или в рамках муниципалитета можно рассматривать сферу здравоохранения и т.д.

Объект лабораторных работ обязательно согласуется с преподавателем.

 

 

. Анализ финансово-экономических, стратегических и операционных показателей

.

Порядок выполнения работы

чить теоретическую часть.

.

.

.

Теоретическая часть

ой реализации современных подходов к финансовому управлению;

.

   Таблица 1

 

.

для финансового обеспечения выполнения государственного задания

на проблемно-ориентированном подходе

длагаемого финансового плана учреждения.

 

формируемого за счет средств бюджетной субсидии

 

5).

Структура финансового плана ГМУ, формируемого за счет средств от внебюджетной деятельности

и (муниципальными) учреждениями.

 

Практическая часть

использованному в курсовой работе.

2. Дайте краткое описание объекта исследования. Название. Юридический адрес. Сфера деятельности. Оказываемые услуги. Статистические данные об оказанных услугах. Численность персонала. Объем и источники финансирования. Структура расходов и их объем. Прочие статистическая информация характеризующая деятельность и масштаб работы объекта исследования. Рекомендуется предоставлять данные за последние три года.

3. Проанализируйте существующие стратегические показатели деятельности объекта исследования. Какие цели поставлены перед объектом? Какие стратегические цели установлены на федеральном уровне? Попробуйте описать ключевые стратегические проблемы развития?

4. Оцените текущие показатели деятельности развития объекта исследования. Соотнесите текущие показатели деятельности со стратегическими целями. Соотнесите общую характеристику объекта исследования с поставленными стратегическими целями и задачами.

5. Сделайте выводы и обобщения проведенного анализа.

При проведении анализа рекомендуется активно использовать графики, диаграммы, таблицы и прочие визуальные элементы. Рекомендуется для обобщения выводов и данных использовать схемы и алгоритмы.

 

. Анализ финансовой и бюджетной политики

.

Порядок выполнения работы

Изучить теоретическую часть.

Оформить лабораторную работу по соответствующей форме.

В отведенный срок выслать работу на проверку по электронной почте и пройти защиту.

Теоретическая часть

как составления, так и исполнения бюджета. Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей.

В систему показателей статистики бюджетов входят:

бюджетные доходы

бюджетные расходы

разница между бюджетными доходами и расходами (профицит или дефицит)

государственный (муниципальный) долг.

Финансовая политика является формой выражения финансовых отношений. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы и формами организации органов финансового аппарата (субъектов управления).

Содержание финансовой политики может быть представлено как единство трех составных частей:

а) выработка научно обоснованных концепций развития финансов;

б) определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

в) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Именно эти составные части предполагается описать в лабораторной работе в рамках объекта исследования.

Финансовая политика государства включает следующие элементы:

Бюджетная политика.

Налоговая политика.

Кредитно-денежная политика.

.

.

С точки зрения функций бюджетная политика включает следующие аспекты:

а) политику расходной части бюджета;

б) политику доходной части бюджета;

в) политику установления сбалансированного бюджета;

г) политику эффективного управления государственными долгами;

д) политику в сфере отношений между бюджетами различных уровней.

С точки зрения временного аспекта бюджетная политика предусматривает:

а) бюджетную стратегию, которая рассчитывается на перспективу;

б) бюджетную тактику, которая ориентирована на проведение близких по времени мероприятий.

Основу бюджетной политики составляют стратегии, направления экономической и социальной политики государства, потому что именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач.

Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением финансовой политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Формирование бюджета зависит от поступления налогов, поэтому бюджетная политика засвистит от налоговой политики государства.

Налоговая политика — это политика государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а так же по практическому внедрению налоговой системы и контролю ее эффективности. Налоговая политика является частью финансовой политики.

Налоговая политика предусматривает:

Формирование и изменения в налоговой системе — определение видов налогов, а также роли каждого налога в формировании доходов государственного бюджета.

Установление налоговых ставок и их дифференциация.

Налоговые льготы.

Определяет механизм исчисления и перечисления налогов в бюджет.

В рамках лабораторных работ достаточно указать налоговые поступления и их размер, если эти данные используется в рамках объекта исследования.

 

Практическая часть

.

Опишите в рамках финансовой политики следующие элементы, если они имеются: бюджетная политика, налоговая политика, кредитно-денежная политика, таможенная политика.

.

щения.

 

Лабораторная работа №3. Анализ механизма реализации бюджетной и финансовой политики

.

Порядок выполнения работы

.

Оформить лабораторную работу по соответствующей форме.

В отведенный срок выслать работу на проверку по электронной почте и пройти защиту.

Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который включает:

1. Совокупность организационных форм финансовых отношений.

2. Порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

3. Методы финансового планирования.

4. Формы управления финансами и финансовой системой.

5. Финансовое законодательство.

Таким образом, финансовый механизм — это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами

финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

– составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

.

Согласно основным положениям бюджетной политики посредством бюджетного механизма осуществляются широкомасштабные распределение и перераспределение ВВП.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);

2. метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне ϶ᴛᴏт метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 16—11 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод будет преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. При этом при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;

4. страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В ϶ᴛᴏй ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

.

нормативно-правовыми документами.

разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).

к примеру, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

.

уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

 

Практическая часть

На сколько распределения зон ответственности соответствует финансовой/бюджетной политике.

Наблюдаются ли какие изменения и тенденции? Какие были ключевые изменения?

Какие организационные формы финансовых отношений приняты в объекте исследования?

Каков порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств? Опишите сложившиеся проблемы и возможные варианты их разрешения.

Какие используются методы финансового планирования? Опишите их эффективность на данном этапе развития объекта исследования, а также на перспективу.

Какие формы управления финансами и финансовой системой используются? Опишите эти формы управления и дайте их характеристику.

Визуализируйте в виде схемы механизм реализации финансовой/бюджетной политики. Опишите действующий механизм реализации.

8. Сделайте вывод и обобщения.

 

. Анализ доходной части бюджета и источников покрытия дефицита бюджета

проанализировать источники формирования бюджета объекта исследования, а также возможные источники покрытия дефицита бюджета.

Порядок выполнения работы

Изучить теоретическую часть.

Оформить лабораторную работу по соответствующей форме.

В отведенный срок выслать работу на проверку по электронной почте и пройти защиту.

Теоретическая часть

.

.

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над доходами. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. При этом в настоящее время федеральный бюджет в РФ остается дефицитным.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

Рост неоплаченного государственного долга.

Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

Неэффективность финансовой системы государства.

Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Коррупция в государственном секторе.

Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Рисунок 4.1 – Источники финансирования дефицита бюджета

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.

следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.

невозможно.

).

Анализ бюджета позволяет:

• уточнить уровни финансовой самодостаточности центра и территорий, способы перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетной системы;

• определить уровень устойчивости бюджетов всех уровней бюджетной системы;

• вскрыть факторы, влияющие на финансовое положение бюджетной системы и степень их влияния на бюджеты всех уровней власти;

на очередной финансовый год.

Методы анализа бюджета

В целях проведения анализа бюджета и бюджетного процесса используется на практике ряд методов, в частности, методы сравнения, группировки, цепных постановок, горизонтального, вертикального, ретроспективного, факторного анализа и др.

Метод сравнения является наиболее простым методом анализа бюджета. При использовании метода бюджетные показатели отчетного периода сравниваются с плановыми или с аналогичными показателями за предыдущие периоды (квартал, год), которые называют базовыми.

Путем сравнения показателей за определенный период добиваются их сопоставимости методом пересчета с учетом инфляционных процессов в экономике.

Метод группировки сводится к группировке показателей бюджетов и сведению их в таблицы, что позволяет делать аналитические расчеты, выявить тенденции развития отдельных факторов, установить взаимосвязи с другими факторами и условиями, влияющими на изменение показателей бюджета.

при неизменности остальных показателей, что позволяет выявлять влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

фактическими.

Вертикальный анализ позволяет выявить структуру бюджета или долю отдельных бюджетных показателей в итоговом бюджетном показателе и их влияние на общие результаты.

Ретроспективный анализ (трендовый) проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей на основе сравнения плановых и отчетных показателей за несколько лет, что позволяет проводить более точное прогнозирование бюджетных показателей на перспективу.

.

Анализ исполнения бюджета проводится по направлениям:

• анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам доходов и отраслям хозяйства;

• анализ исполнения плана расходов бюджета по направлениям финансирования производственной и непроизводственной сферы;

• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

• анализ налогового исполнения бюджета;

• анализ неналогового исполнения бюджета.

Совместный анализ бюджета по всем абсолютным и относительным показателям, по составлению и исполнению бюджета является комплексным анализом бюджета, позволяющим получить наиболее полную и объективную информацию органам власти для принятия решения по корректировке бюджетной политики, формированию доходности бюджета, его исполнению, выявлению резервов в мобилизацию средств на главных программах и их экономном расходовании, усилению мер контроля за рациональным использованием бюджетных средств.

 

Практическая часть

1. Выявить источники формирования бюджета, т.е. доходную часть бюджета. Рекомендуется анализировать сведения минимум за последние три года.

2. Проанализируйте структуру доходной части бюджета минимум за последние три года. Опишите отличительные признаки и особенности. Какие тенденции наблюдаются?

3. Проанализируйте возможные источники покрытия дефицита бюджета.

. Сделайте выводы и обобщения.

 

. Анализ расходной части бюджета

Порядок выполнения работы

Изучить теоретическую часть.

Оформить лабораторную работу по соответствующей форме.

Теоретическая часть

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

ависимости от целей и условий их выделения. Ее использование предоставляет возможности для включения расходов бюджета в расчеты валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, для анализа влияния бюджетных расходов на структуру общественного потребления и накопления. В рамках этой группировки выделяют текущие расходы федерального бюджета и капитальные расходы.

К текущим затратам относятся: содержание органов государственной власти и управления; правоохранительных органов, текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу; отдельные компенсационные расходы по отраслям народного хозяйства; проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу; бюджетные ссуды на текущие нужды и т.д.

Расходы капитального характера предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают затраты на новое строительство, реконструкцию, развитие объектов государственной и муниципальной собственности.

Размер бюджета текущих расходов определяется как разность между расходами бюджета «всего» и расходами, включенными в бюджет развития.

ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям:

заработная плата;

начисления на заработную плату;

канцелярские и хозяйственные расходы;

командировки и служебные разъезды;

стипендии;

расходы на питание;

приобретение медикаментов и перевязочных средств;

приобретение оборудования и инвентаря;

приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

государственные капитальные вложения;

капитальный ремонт;

содержание сооружений благоустройства;

геологоразведочные работы;

проектирование;

государственная дотация;

операционные расходы;

платежи по ссудам;

возмещение разницы в ценах;

прочие расходы.

Основные задачи в области бюджетных расходов:

сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах; снизить расходы на содержание государственного аппарата;

продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

использованием бюджетных средств;

обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

сравнение плановых показателей расходования и фактических, а также причин этих отклонений.

 

Практическая часть

1. Выявить источники расходования бюджета, т.е. расходную часть бюджета. Рекомендуется анализировать структуру расходов минимум за последние три года.

2. Проанализируйте структуру расходной части бюджета минимум за последние три года. Опишите отличительные признаки и особенности. Какие тенденции наблюдаются? Какие наблюдаются отклонения?

3. Сделайте выводы и обобщения.

 

 

 

. Анализ баланса бюджета

проанализировать баланс бюджета объекта исследования.

Порядок выполнения работы

Изучить теоретическую часть.

Оформить лабораторную работу по соответствующей форме.

Теоретическая часть

В практике бюджетирования выделяют три главных финансовых бюджета. Эти бюджеты помогают получить общее представление о финансовом и экономическом положении дел в организации:

Бюджет доходов и расходов (БДР);

Бюджет движения денежных средств (БДДС);

Бюджет по балансовому листу.

при определении степени прибыльности и рентабельности организации. Его предназначение – продемонстрировать, как соотносятся между собой доходы (выручка) от реализации продукции в течение планового периода и те расходы и затраты, связанные с получением доходов, которые, предположительно, понесет организация в течение того же периода.

ассе организации. Также он отражает все финансовые поступления и затраты, которые должны произойти в ближайшем будущем в результате осуществления компанией своей деятельности.

И наконец, Бюджет по балансовому листу (его также называют Прогнозным балансом) демонстрирует активы, которыми распоряжается предприятие и то, как они финансируются, а также эффективность их использования.

всех трех финансовых срезах, руководитель способен в полной мере держать под контролем и управлять финансово-экономическим состоянием своего предприятия.

Горизонтальный анализ баланса основывается на обследование тенденций экономических показателей баланса ограниченных во времени. Для проведения данного горизонтального анализа баланса вам необходимо рассчитать темпы прироста по определенным данным баланса за разные периоды, а так же общую динамику изменений данных. Можно выделить разные виды горизонтального анализа баланса. Одним из видов данного анализа является сопоставление экономических показателей отчетного периода с данными за прошлый срок. Вторым видом горизонтального метода можно назвать сравнение экономических данных за отчетный период с данными аналогичного периода только за предыдущий год. Чаще всего данный горизонтальный метод используется различными организациями, для которых является характерным сезонная хозяйственная деятельность. Последним третьим видом данного анализа является сравнение экономических данных за несколько периодов. Горизонтальный анализ баланса данного вида предназначен для выявления динамики развития определенных данных, которые дают оценку итогам экономической деятельности предприятия. Итоги, полученные в результате анализа баланса удобнее всего представлять в виде графиков, что делает определение направления линии тренда более легким.

Все выше представленные виды горизонтального метода рекомендуется сопровождать определением воздействия нескольких факторов на тенденции развития итоговых данных отчетности. Так же итоги данного горизонтального анализа баланса позволяют организации построить динамические факторные модели. Эти модели применяются бюджетными организациями в процессе планирования конкретных экономических данных. Таким образом, горизонтальный анализ баланса дает нам возможность планировать, прогнозировать и анализировать деятельность предприятия в разные промежутки времени.

 

Практическая часть

1. Проанализируйте итоговые цифры доходной и расходных частей бюджета объекта исследования минимум за последние три года. Опишите состояние баланса бюджета (дефицит/профицит).

2. Опишите причины дефицита или профицита бюджета. Как был преодолен дефицит бюджета или куда были перенаправлены средства профицита бюджета.

3. Сделайте выводы и обобщения.

 

. Разработка бюджета

.

Порядок выполнения работы

Изучить теоретическую часть.

Оформить лабораторную работу по соответствующей форме.

Теоретическая часть

Разработка бюджетной политики должна начинаться с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем должны формулироваться цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. Четко сформулированные цели и задачи бюджетной политики, адекватно отражающие реальную действительность, позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно. На завершающем этапе должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать основные направления использования бюджетных отношений на том или ином отрезке времени.

Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них — научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия.

В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.

оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.

При планировании расходов и доходов местных бюджетов в современной экономической науке могут быть применены следующие методы:

.

.

).

.

ак правило, используется при введении нового вида налога

.

.

станавливает прямую зависимость между налоговыми поступлениями и время Это наиболее точный статистический метод анализа и прогнозирования

овую модель до временного ряда, используя Байесовская апостериорный распределение

сновываются на выделении основных и косвенных факторов, влияющих на объект прогнозирования

11 Эконометрические модели описывают определенный вид финансирования определенного сектора экономики из местного бюджета с помощью системы независимых уравнений

ают возможность определить влияние как внутренних, так и внешних факторов на финансирование определенных видов полномочий местными бюджетами

движением активов и пассивов предприятия. По своей форме он может соответствовать аналогичной форме бухгалтерского баланса, однако имеются существенные различия в том, как анализируются представления пассивов и активов.

Прогнозный баланс формируется на тот же период, что и другие основные бюджеты – в большинстве случаев, на календарный год. Он имеет поквартальную либо помесячную разбивку внутри бюджетного периода, за который он сформирован.

ББЛ формируют на основе данных трех бюджетов: доходов и расходов, движения денежных средств и третьего, включенного в него, бюджета капитальных вложений (инвестиционного плана). Все эти бюджеты, разумеется, должны быть сформированы для одного и того же бюджетного периода.

Главные задачи бюджетирования по балансовому листу таковы:

целостностью построенной финансовой модели компании;

повышение эффективности пользования активов компании и их финансирования;

обеспечение сбалансированности активов и источников финансирования;

комплексный финансовый анализ компании.

финансовые коэффициенты текущей и общей ликвидности, оборачиваемости активов, рентабельности, структуры капитала и финансовой устойчивости. Эти показатели затем используются для выдачи прогноза.

Прогнозный баланс применяется и для установления целевых значений по конкретным статьям активов и пассивов. С его помощью можно определить, например, максимальный размер оборотных средств, дебиторской задолженности или целевого значения кредиторской задолженности.

Подытожим. Основное предназначение бюджета по балансовому листу – это определение основных параметров финансового состояния предприятия, которые в дальнейшем будут рассматриваться в качестве некоторой нормы. В течение бюджетного периода, а также по его завершении, с этой нормой будут сравниваться варианты прогнозных балансов, получаемые при поступлении фактических данных о финансовом состоянии предприятия.

Чтобы корректно и без ошибок создать ББЛ, необходимо:

1. Разработать план счетов бюджетирования. В качестве базы можно взять план счетов бухгалтерского учета, однако не возбраняется взять за основу иные, более детализированные формы управленческой аналитики по счетам. Использование плана счетов и двойной записи поможет сбалансировать активы и пассивы баланса, однако наличие плана счетов не обязательно. Существуют и иные методики построения Прогнозного баланса.

2. Проработать структуру статей бюджетного баланса.

3. Создать четкие алгоритмы формирования каждой статьи баланса.

4. Продумать форму отчета по бюджетному балансу.

5. Для холдинговых структур потребуется создать регламент, по которому предприятия в группе компаний будут предоставлять свои бюджеты и формировать консолидированный прогнозный баланс.

6. Сформулировать правила и задать периодичность предоставления фактической информации по бюджету.

7. Проработать механизмы контроля исполнения бюджета по балансовому листу.

Логичным шагом выглядит также внедрение автоматизированной системы. Такая система взяла бы на себя значительную часть трудоемкой работы, связанной с формированием бюджета по балансовому листу и других основных, операционных и вспомогательных бюджетов. Компьютеру можно поручить и другие операции, которые отнимают много времени и сил: например, получение фактических данных, выполнение расчетов по бюджетам и формирование отчетности.

 

Практическая часть

1. Разработайте бюджет по объекту исследования на один или три года. Бюджет не обязательно разрабатывать с нуля, а проводить его совершенствование, т.е. совершенствовать отдельные направления бюджета.

2. При разработке нового бюджета рекомендуется использовать информацию об изменении стратегических целей и задач в соответствии с актуальными данными Правительства РФ и соответствующих вышестоящих структурных подразделений.

3. Докажите и опишите соответствующие изменения в бюджете.

4. Сделайте вывод и обобщение.

 

. Оптимизация бюджетных расходов и их оценка

изучить методы оптимизации бюджета и его оценки по объекту исследования.

Порядок выполнения работы

Изучить теоретическую часть.

Оформить лабораторную работу по соответствующей форме.

В отведенный срок выслать работу на проверку по электронной почте и пройти защиту.

Теоретическая часть

Вопросы оптимизации расходов являются одной из самых актуальных тем местного самоуправления. Исследователи этой области предлагают самые разнообразные пути решения проблем эффективного использования бюджетных средств. Однако на практике под оптимизацией понимают очень узкий круг действий, в результате чего приоритет отдаётся в пользу экстенсивных методов.

Это обусловлено рядом проблем:

1. Отсутствие чётких, разработанных алгоритмов осуществления оптимизационных мероприятий, а именно инструкций, указаний, регламентов. Такое положение является предсказуемым, исходя из того насколько разнятся между собой муниципальные образования даже внутри одного субъекта РФ, что уж говорить обо всей Российской Федерации.

2. Мероприятия по оптимизации носят, как правило, чрезвычайный характер, а именно применяются в случаях недостаточности средств, причем перечень мероприятий ограничивается сокращением расходов по отдельным статьям, т. е. количественная оптимизация.

3. Отсутствие специалистов, которые осуществляли прогнозирование, планирование, контроль мероприятий.

4. Перспективные, но долгосрочные и затратные мероприятия, вступают в противоречие с краткосрочными целями местных администрации.

В рамках данного параграфа мы попробуем разработать упрощенный алгоритм реализации проектов оптимизационных мероприятии.

Исходным пунктом нашего алгоритма является определение текущего состояния бюджета на основе изучения динамики его расходной части. Сигналами к разработке комплекса оптимизационных мероприятий будет устойчивая тенденция к повышению расходов.

Для анализа проблемы, разработки проектов мероприятий, планированию и оценки результата создаётся временное структурное подразделение, которому передаются полномочия по решению поставленных задач.

На основе анализа динамики структуры расходов, удельного веса разделов, необходимо выделить тройку «главных претендентов», на которые будет сделан основной акцент работы подразделения. Так, например, исходя из данных таблиц 4 – 14 такими разделами будут:

1. ЖКХ

2. Общегосударственные вопросы

3. Образование

Следующим шагом нашего алгоритма является анализ причин столь существенного повышения расходов и предложение возможных вариантов оптимизационных мероприятий. Здесь важно наиболее ёмко охватить проблему со всех сторон, и предложение вариантов должно ограничиваться лишь воображением участников подразделения. Полученные варианты ранжируются по следующим критериям, например:

а) объём затрат на осуществление

б) сроки осуществления

в) ожидаемый эффект

г) степень корреляции с другими разделами расходов

д) временной лаг между осуществлением мероприятий и получением результата

Для вариантов с наилучшими показателями разрабатываются проекты мероприятий. На этом этапе важно максимально точно и численно определить все входные и выходные показатели в абсолютном или относительном выражении, реестры исполнителей, контролирующие органы.

Разработанные проекты передаются на рассмотрение и визирование главе бюджетного планирования и контроля, а затем на утверждение главе департамента финансов, а затем в Городской Совет. На этапе важно наладить такую схему работы между местной администрацией и Городским Советом, чтобы на официальное принятие вышеуказанных проектов мероприятий затрачивалось минимальное количество времени.

 

Практическая часть

какими методами оптимизации можно устранить соответствующие отклонения.

разработанный бюджет соответствует поставленным стратегическим требованиям и задачам. Соответствует ли разработанный бюджет соответствующим зонам ответственности. Предложите свои решения проблем.

3. Сделайте соответствующие выводы и обобщения.

 

. Разработка и анализ целевых программ

разработать целевую программу для объекта исследования и проанализировать ее актуальность.

Порядок выполнения работы

Изучить теоретическую часть.

Оформить лабораторную работу по соответствующей форме.

В отведенный срок выслать работу на проверку по электронной почте и пройти защиту.

Теоретическая часть

технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевые программы — это один из основных способов проведения государственных решений в жизнь. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной для исследования и изучения.

Разработка государственной целевой программы осуществляется при условиях:

существование проблемы, решить которую невозможно средствами территориального или отраслевого управления и нужна государственная поддержка;

соответствия цели программы приоритетным направлениям государственной политики;

наличие реальной возможности ресурсного обеспечения выполнения программы.

целевой метод», «целевые программы».

целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.

мобилизовать ресурсные возможности в интересах решения проблемы в течение определенного срока.

ресурсных возможностей ее решения с учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостью ресурсного потенциала.

целевому методу свойственно рассмотрение совокупности целей и целевых задач, образующих многоуровневую, иерархически построенную целевую систему, охватывающую все целевые элементы, достижение которых требуется для решения программной проблемы, рассматриваемой во всех ее аспектах.

целевого метода представляет переход от совокупности системно организованных целей и задач к системе программных действий. Мероприятий по достижению целей, решению целевых задач, ведущему к ослаблению или снятию проблемы. При этом возникает необходимость обеспечить согласованность постановки программных целей и формируемых программных мер по их достижению в течение установленного времени при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.

пути ? средства».

системы программных действий, удовлетворяющей одному из двух следующих условий:

достижение заданных величин целевых ориентиров при минимально допустимых затратах ресурсов и в возможно более короткие сроки;

достижение максимально возможного целевого эффекта при заданном (ограниченном) уровне затрат на решение программной проблемы.

одчеркиваются следующие признаки, свойства целевых программ:

наличием плана проведения комплекса взаимосвязанных, согласованных программных действий;

направленностью программных мер на достижение цели в виде решения единой, общей проблемы;

комплексность в виде сочетания разнообразных мер, обеспечивающих решение программной проблемы;

подкрепление программных действий ресурсами в необходимом количестве, концентрацией ресурсов в рамках программы;

результативность (эффективность), проявляющаяся в том, что успешное решение программной проблемы не может быть достигнуто другими, непрограммными способами, без проведения программных мер и сосредоточения ресурсов.

Практическая часть

Кратко опишите суть целевой программы. Какие ожидаемые результаты должна принести целевая программа? Какие требуются ресурсы для ее реализации? Кто будет отвечать за ее реализацию? Каков примерный механизм ее реализации?

 

выполнения лабораторных работ

1.

Дано краткое описание объекта исследование

2.

Проведен анализ стратегических показателей объекта исследования

3.

Проведен анализ показателей операционной деятельности объекта исследования

4.

Проведен анализ финансово-экономических показателей деятельности объекта исследования

5.

Сделан вывод объекта исследования

6.

Проанализирована бюджетная политика объекта исследования

7.

Проанализирована налоговая политика объекта исследования

8.

Дано описание и проанализирована финансовая политика объекта исследования

9.

(в случае наличия)

10.

Дано описание особенностей финансовой политики объекта исследования

11.

Сделан вывод

12.

Дано общее описание текущего механизма финансовой политики объекта исследования

13.

Финансовый механизм описан с описанием следующих критериев: организационные формы, методы финансового планирования, формы управления финансами, правовое поле.

14.

Механизм финансовой политики представлен в виде графической схемы или табличной формы

15.

Сделан вывод

16.

Проанализирована доходная часть бюджета объекта исследования

17.

Описаны источники формирования бюджета объекта исследования

18.

Доходная часть бюджета проанализирована за последние три года

19.

Проанализированы возможные источники покрытия дефицита

20.

Сделан вывод

21.

Проанализирована расходная часть бюджета объекта исследования

22.

Описана структура расходов объекта исследования

23.

Расходная часть бюджета проанализирована за последние три года

24.

Проанализированы и описаны возможные тенденции и отклонения

25.

Сделан вывод

26.

Проанализирован баланс бюджета за последние три года объекта исследования

27.

Дано описание причин дефицита или профицита бюджета

28.

Дано описание результатов дефицита или профицита бюджета или итогов

29.

Сделан вывод

30.

Представлены улучшения или новый бюджет объекта исследования на год или три года

31.

или полное его формирование

32.

Описаны особенности нового бюджета

33.

Сделан вывод

34.

и расходных частей предложенного бюджета, выявлены и описаны отклонения

35.

Проведена балансировка бюджета, если требуется

36.

Дана оценка разработанного бюджета и стратегических задач

37.

Сделан вывод

38.

Проанализированы возможные направления целевых программ

39.

и обосновано внедрение минимум одной целевой программы

40.

Дано описание целевой программы

41.

Разработан примерный бюджет целевой программы

42.

Сделан вывод

 

 

 

Библиографический список

Основная литература

», по паролю

», по паролю

», по паролю

Дополнительная литература:

», по паролю

», по паролю

», по паролю

», по паролю

», по паролю

», по паролю

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

.

   Журнал «Эксперт» URL: http://expert.ru/

Harvard Business Review Russia URL: http://hbr-russia.ru

Журнал Практика муниципального управления. URL: http://www.gkh.ru/zhurnal_pmu

Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru

URL: http://government.ru/ministries/

Агентство стратегических инициатив. URL: http://asi.ru/

   Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://government.ru/info/6217/

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *