01 Июл

КУРСОВАЯ 2017

26

 

Государственное образовательное учреждение высшего образования

«КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

работа

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН В СУБЪЕКТАХ РФ

 

Исполнитель:

группы

Найден Михаил Владимирович

 

Научный руководитель:

канд. полит. наук, доцент

Суркина Ф. Ж.

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

3

.. 5

е поведение ……………………………………………. 5

о поведения ………………………..………… 9

13

……… 18

18

. 25

28

Библиографический список …………………………………………………… 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что политика оказывает огромное воздействие на жизнь общества. Политические знания необходимы для каждого человека, так как от них и участия граждан в политической жизни зависит качество принимаемых политических решений и учет интересов различных категорий населения.

в Российской Федерации.

Электоральное поведение – это действие людей, связанное с исполнением государственных и местных выборов в органы власти.

политической науки – одна из гарантий успешного проведения реформ в нашем обществе.

Электоральное поведение – это основа современной российской политики. Вовлеченность российских граждан в политические процессы и факторы, влияющие на степень участия, определяют социально-политическую ситуацию в России.

. Они определяют интересы населения, которое формирует органы государственной и муниципальной власти.

в выборах в государственные и муниципальные органы.

 

Задачи:

1) определить различные модели электората;

2) изучение факторов, влияющих на электоральное поведение;

состояние электората Российской Федерации;

выявить уровень электорального поведения граждан Республики Коми.

.

Предмет – основные факторы, влияющие на электоральное поведение граждан в субъектах Российской Федерации на примере муниципальных выборов 2016 года в Республике Коми.

как: Елисеев, А. Л. Использование средств массовой информации в электоральных циклах современной России; Катушева К. А. Тенденции политического участия молодежи в России: политический абсентеизм, автономное и мобилизованное участие; Киричек, А. И. К вопросу о дифференциации содержания категорий «политическая активность»; Линейцева, К. С. К вопросу о моделях электорального поведения российских избирателей и др.

анкетирование.

Материалы исследования были апробированы на Межрегиональном молодежном научном форуме «Академическая весна – 2017» в рамках секции «Актуальные вопросы государственного и муниципального управления».

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

1.1. Политическое поведение

 

Политический процесс складывается из политического поведения людей. Ученых различных стран привлекают темы, связанные с политическим поведением, политической активностью и участием общества. Они стараются дать ответы на такие вопросы: почему человек принимает участие в политической деятельности, из чего формируются его политические предпочтения и действия, какие факторы оказывают большее влияние на выбор политических форм участия, когда общественные массы выражают свое согласие либо отрицание по отношению тех или иных политических сил институтов и т. п.

.

.

Люди принимают участие в политике с разной интенсивностью: одна часть только читает газеты, другая ходит на выборы, а третья занимается активной политической деятельностью. Но даже вовлеченность в один и тот же процесс одних людей может отличаться от других. Например, первый избиратель ходит на каждые выборы (государственного и муниципального уровня), а второй только на самые существенные (государственного уровня).

Поэтому существует понятие политическая активность. Политическая активность – это степень вовлеченности гражданина в политический процесс в целом.

.

В зависимости от того, какие формы участия преобладают у граждан, каким образом и с каким уровнем активности индивиды участвуют в политике, можно выделить пять групп:

Неактивные. Большая часть данной группы совсем никак не принимают участия в политическом процессе. Возможно, люди читают печатные издания, в крайнем случае, могут подписать петицию, если их об этом попросят, а некоторые могут проголосовать на выборах.

Конформисты. Эти граждане с более активной гражданской позицией. Они принимают участие в конвенциональных формах (предусмотренные законом), в частности, возможно, в политических компаниях. Однако в целом эта группа избегает прямого политического участия.

Реформисты. Равно как и конформисты, принимают участие в большей степени в конвенциональных формах, однако с большей активностью. Помимо этого, они могут применять и легитимные формы политического протеста, подобно демонстрация и даже бойкотам.

Активисты. Они более инициативно принимают участие в политической жизни государства. Формы деятельности – в большей степени конвенциональные, однако применяют и неконвенциональные формы участия.

.

Существует большое разнообразие политического участия, способов донести до власти свои требования и политической активности со стороны субъектов политики. Учитывая это, выделяется следующая классификация типов участия в политическом процессе государства:

1. Конвенциональное участие (предусмотренное законом):

абсентеизм;

чтение о политике в газетах (интернет ресурсы, телевидение);

обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомыми;

голосование;

работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата;

убеждение окружающих голосовать определенным образом;

участие в митингах и собраниях;

обращение во властные структуры или к их представителям;

активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, работа выборах представителя руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т. д.).

2. Неконвенциональное участие (незаконное):

участие в публичных уличных демонстрациях, митингах и других формах протеста с нарушением закона;

протест против действий властей в виде демонстративных голодовок, сожжений и т. п.;

отказ повиноваться несправедливым законам;

отказ от уплаты налогов;

участие в захвате зданий, предприятий;

.

Политическое участие каждого гражданина зависит от его индивидуальной роли. Согласно данному аспекту акцентируют внимание на автономном и мобилизованном участии субъекта в политическом процессе.

Автономное (самостоятельное) участие – это такое участие, при котором человек действует, принимая решение без помощи чего-либо или кого-либо.

.

В реальной жизни человека с абсолютно одним типом не существует. У одного участника политического процесса смешанный тип участия, у других с преобладанием одного типа над другим. Способность политического субъекта к пониманию общественно-политической реальности и формированию независимого политического воззрения оказывает большое влияние на политическую сферу государства.

Таким образом, политическое поведение – это совокупность действий индивида или социальных групп, затрагивающая в многообразных формах государственную политику. Оно зависит от особенностей восприятия человеком информации и изменяется под ее воздействием. Изменение политического поведения отдельного человека зависит от различных факторов. Знание особенностей политических интересов гражданина позволяет выявлять закономерности изменений политического процесса.

 

1.2. Модели электорального поведения

 

Одним из ключевых видов политического поведения считается электоральное поведение. Каждая стратегия избирательной кампании строится на интересах, которыми придерживается электорат на выборах. Электоральное поведение – это совокупность действий граждан, которая связана с реализацией местных и государственных выборов в органы власти и участием в этих выборах.

.

. Успех стратегии зависит от выбранной модели, которая несет в себе мотивы голосования каждого избирателя.

1. Наивная модель

.

В обычное время стратегия избирательной кампании, построенная на наивной модели, бесперспективна.

2. Программная модель

Эта модель является разновидностью наивной модели. Большое внимание уделяется разработке программы партии или кандидата. Часто разработка стратегии избирательной кампании подменяется разработкой программы и подробному изложение этой программы избирателям.

Однако объем и научное содержание программы не прибавляет число голосов на выборах. В избирательной кампании присутствие представительной программы необходимо применять как информационный эффект для показа солидности партии или кандидата.

3. Аппаратная модель

Также разновидность наивной модели. Она основывается на теории, что для победы на выборах достаточно понравиться управленческой верхушке, так как вслед за ними за кандидата или партию проголосуют и работники предприятий, жители административных территорий. Данная стратегия требует завоевания поддержки не населения, а элиты.

Аппаратная модель не является бесперспективной. Ее одной просто недостаточно. Поэтому такую модель необходимо сочетать с более фундаментальными идеями.

4. Социально-экономическая модель

.

Создание избирательной кампании по социально-экономической модели не простая задача. Социальный слой чаще всего состоит в неопределенности своих интересов, между краткосрочными и долгосрочными интересами. Сложно определиться, на чем концентрировать внимание избирательной кампании. Само общество не всегда знает, чего хочет.

5. Модель идеального кандидата

Модель идеального кандидата основывается на теории о том, что любой избиратель (хотя бы большая их часть) имеет довольно стойкое понимание о совокупности качеств (порядочность, профессионализм и т.д. – вплоть до внешнего вида), которыми обязан владеть претендент на избираемую должность.

Стратегическим фактором победы считается не политическая позиция кандидата, а сама личность кандидата. Сначала проводятся социологические исследования с целью выявления идеального кандидата. После них формируется образ кандидата, который соответствует идеалу.

Главным недостатком данной модели является различия в значимых для избирателя качеств кандидата. На обработку результатов исследований уходит огромное количество времени и ресурсов.

.

6. Проблемная модель

Основа стратегии – совокупность наиболее существенных для граждан проблем. Социологи должны их выявить, а кандидат в процессе избирательной кампании представить их лучшие решения. Соответствующая типовая стратегия приводит к тому, что кандидат демонстрирует знание этих проблем, отдает приоритет тем или иным вопросам согласно социологическим опросам и предлагает убедительные способы их разрешения.

Знанием проблем избирателей особо не удивишь. Большая их часть станут в первую очередь проявлять интерес к личным качествам кандидата, с помощью которых он и решит проблемы населения. Брать за основу проблемную модель при формировании стратегии недостаточно.

7. Адресная модель

Это модель широких социологических изучений, которые проводятся для конкретной избирательной кампании и на конкретной территории. Для того чтобы сделать модель наиболее точной, исследования ведутся по максимально возможному количеству характеристик: возраст и социальное положение населения, местность проживания, отношение граждан к различным проблемам, политические интересы, представления об идеальном кандидате и т.д. Чем больше параметров изучения, тем вернее модель. В конечном итоге избиратели разделяются на адресные группы, к каждой их которых разрабатывается своя стратегия.

Адресная модель требует большого объема социологических исследований, затраты на время и финансы намного превышают затраты на стандартную избирательную систему, адресный подход сложен в организационном отношении, добавляются огромные ресурсозатраты. При формировании стратегии эту модель стоит считать как вспомогательную.

8. Комплексная модель

Стратегия, построенная на основе этой модели, является сочетание четырех параметров:

– социально-экономические интересы избирателей;

– определение лучших качеств кандидата для избирателей;

– решения кандидатом основных проблем той или иной территории;

.

Такая модель избегает односторонности и является разновидностью адресной модели, так как предполагает несколько различных направлений агитации и воздействия на различные группы населения.

Комплексная модель страдает тем же минусом, что и адресная: нет основной стратегической идеи кампании.

Электоральное поведение – основной вид политического поведения.

агитацию и стратегию.

Исследовав различные модели электорального поведения, мы переходим к факторам, влияющим на электоральное поведение граждан Российской Федерации.

 

Электоральное поведение граждан РФ под воздействием различных факторов

 

годов Российская Федерация перешла к построению рыночных отношений и демократического режима. За этот период были проведены семь парламентских и шесть президентских выборов, заложены основные принципы многопартийности и сформированы ключевые правила борьбы за политическую власть.

Политический уровень культуры России отличается от других государств Европы. Причины этому связаны с историей нашей страны, как наследницы советской системы, ее политическими традициями, уровнем экономического состояния, географии.

Сложившаяся политическая ситуация – это важная стадия развития демократической системы, через которую проходят все страны.

Граждане нашей страны определяют путь дальнейшего развития государства через различные виды политического участия. Один из них – это государственные и муниципальные выборы. На политическую активность граждан оказывают влияние различные факторы, которые формируют электоральные предпочтения гражданина. Рассмотрим эти факторы поподробнее:

1. Уровень выборов и их совмещение

.

.

2. Экономика

Уровень экономического развития региона – фактор, существенно влияющий на активность избирателей.

Избиратели в своей основной массе расположены поддерживать власть. Чем лучше экономическая ситуация в стране, тем поддержка граждан действующей власти больше.

Но если экономическое положение в стране нестабильно, то на выборах большее число голосов получают левые и левоцентристские силы. Так как избиратель исходит из того, что именно действующая власть в ответе за сложившуюся экономическую ситуацию.

.

3. СМИ

Политика в наше время становится более медийной, благодаря телевидению интернету. Огромную значимость в избирательных кампаниях последних лет играют средства массовой информации. Практика российских избирательных кампаний доказывает, что СМИ стимулируют электоральное поведение и наиболее действенными методами воздействуют на избирателей.

Необходимость в данных из средств массовой информации в избирательный период зачастую увеличивается. Перед выборами существенная часть граждан стремиться сделать свой выбор. Сведения из СМИ для них являются важным условием в формировании избирательских предпочтений. СМИ считаются для многих избирателей важным инструментом снижения потерь по сбору информации в период избирательной кампании. В этом заключается информационная задача средств массовой информации.

.

4. Политическая ситуация

Во-первых, государственные и муниципальные органы потеряли доверие граждан, отношение к электоральному процессу тоже изменилось в отрицательную сторону. Население не верит, что действительно способно поменять что-либо в политической сфере. А политическая коррупция усугубляет положение дел.

Во-вторых, политическая грамотность российского гражданского общества находится на низком уровне. Население не понимает механизмов осуществления своих интересов через действующую власть, всех способов воздействия на политический процесс, не контролирует исполнение общественных решений.

.

5. Частота выборов

Выборы превратились в непрерывный процесс. Одна избирательная кампания сменяет другую. Бесконечная последовательность выборов разных уровней основательно утомила жителей России и привела к уменьшению их явки на избирательные участки.

6. Менталитет

Можно выделить две группы мотивов отказа граждан от участия в выборах: бесполезность участия (известность победителя, положительная оценка ситуации в муниципальном образовании) и личные мотивы (желание провести погожий день с друзьями/семьей, дела). Отсутствие интриги существенно скорректировали явку и повлияли на результат.

Неучастие в выборах связано и с отсутствием достойных претендентов и доверия к ним. Общество не идет голосовать, полагая, что от их голоса ничего не зависит, а результат выборов предопределён.

законов, регламентирующих избирательный процесс. У избирателя на основании данных познаний складывается положительная позиция по отношению к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни страны и региона.

Население России в довольной степени интересуется политикой. Для менталитета и поведения россиян присуща тенденция осознания собственных интересов и реализация их через институты гражданского общества.

Можно отметить возросшее значение собственного экономического положения избирателя на момент голосования, ведь электоральное решение избирателя зависит от того, на сколько ухудшилось или улучшилось его экономическое положение.

Для привлечения населения на выборы необходимо знать эти факторы. Так как отражение демократии – это результаты выборов, которые показывают мнение большинства избирателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

 

.1. Характеристика электората Республики Коми

 

. Совместно с общими чертами, электорат нашей республики обладает и отличительными характеристиками.

Характерная черта этой части электората – это стремление к стабильности, нежелание политических изменений и реформ.

не склонны к активному протесту. Малая часть населения не разделяет идеи действующей власти и готова к активному политическому протесту.

Общие черты электората:

мира, против войны;

– стремление к финансовому благополучию и экономическому процветанию;

– выбор кандидата или партии, которые способны обеспечить суверенитет, политическую независимость государства.

и его известности. По-другому, это очень распространенное в России явление можно назвать как клиентелизм.

.

.

Такая форма взаимодействия населения и власти является наихудшей, поскольку происходит отчуждение гражданского общества от государства. По сути обе стороны становятся почти невзаимодействующими.

Эти причины увеличивают недоверие к нынешней демократической властной структуре.

в нашей стране в целом. И это сказывается на ее избирательской инициативности.

.

негативная социальная адаптация.

Молодежь сталкивается со сложными проблемами, связанными с получением образования, хорошо оплачиваемой работы, возможностью создания семьи, приобретения жилья и другими социальное-эконмическими благами. Очень часто человек, социальная адаптация которого прошла отрицательно, ищет любую возможность обвинить в своих неудачах политическую систему и представителей власти.

и муниципальном уровнях.

Проблемы клиентелизма, абсентеизма и нигилизма необходимо решать органам государственной власти совместно с органами местного самоуправления.

 

Электоральное поведение избирателей в Республике Коми под воздействием различных факторов

 

.

.

Подобные выборы прошли и в Республике Коми.

Рассмотрим активность населения на муниципальных выборах в нескольких муниципальных образованиях Республики Коми:

выборы на территории МО МР «Ижемский»;

территориальная избирательная комиссия города Сыктывкара;

территориальная избирательная комиссия Койгородского района;

территориальная избирательная комиссия Троицко-Печорского района.

На всех вышеперечисленных территориях проходили выборы депутатов в Советы муниципальных образований.

.

основной механизм реализации демократии. Выборы можно назвать демократическими только в том случае, если их результаты отражают позиции большинства избирателей.

, в котором, в основном, приняли участие молодые люди, проживающие в городе Сыктывкар.

ия установлены следующие основные факторы, влияющие на электоральное поведение избирателей Республики Коми:

. Политическая ситуация

ухудшили электоральную активность жителей Коми.

2. Предопределенность результатов

Общество не идет голосовать, полагая, что от их голоса ничего не зависит, а результат выборов предопределён.

3. Отсутствие достойных претендентов

Глава Республики Коми не был знаком с проблемами региона.

этого является игнорирование выборов, так как избиратель приходит к выводу о бесперспективности поддержки того или иного кандидата.

СМИ

улавливаться в печатных изданиях, телевизионных передачах, в интернет новостях, с таким де настроем люди пойдут и на выборы. В период избирательной компании СМИ проделывают огромную деятельность по призыву и агитации. Именно благодаря им электоральная активность граждан в период избирательной кампании повышается.

Экономическая ситуация

Уровень экономического развития региона – фактор, существенно влияющий на активность избирателей.

в вопросах местного самоуправления органы государственной власти.

способность граждан, растет безработица.

Органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта не могут решить полностью социальные вопросы из-за нехватки бюджетных средств. Ситуация усложняется тем, что половину реального дохода республика отдает в государственный бюджет Российской Федерации. В Коми же по социальным, целевым программам возвращается лишь небольшая часть переданных денежных средств.

Электоральная активность граждан уменьшается, так как избиратель ориентируется на свое личное материальное благосостояние.

Уровень выборов

. Таким образом выборы федерального значение не повысили избирательную активность граждан Республики Коми.

Место прописки

При выборах руководителей муниципальных образований и депутатов в Советы муниципальных образований избирателю необходимо находится на участке для голосования этого муниципального образования. Такие условия затрудняют уменьшают явку избирателей на выборах в органы местного самоуправления.

от политической ситуации в регионе. Неудовлетворенность проведением выборов вызвана неверием в их честность, отсутствием настоящей борьбы, предопределенностью результатов и качеством самих кандидатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

граждан.

, модель идеального кандидата, проблемная, адресная и комплексная модели.

, так как они определяют дальнейшее функционирование общественных и политических институтов.

Электоральное поведение зависит от многочисленного числа факторов: политических, экономических, социальных. Российский электорат имеет свои отличительные черты: переходный характер политического мышления, изменения отношения к власти, зависимость электорального поведения от экономического положения в стране.

Выборы 2016 года показали высокий уровень абсентеизма в Республике Коми. Судя по проведенному анкетированию люди потеряли доверие к власти после коррупционного скандала. И действующей власти нужно зарабатывать утраченное доверие. Большинство избирателей не видит достойных претендентов в органы субъекта государственной власти и местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

А. О. Ахиев // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право – 2015. – №2. – С.96–109.

В.С. Каменский // Проблемы развития территории. – 2017. – №1. – С.130–144.

Моллаев, Т. С. Экономический фактор как основной элемент в электоральном поведении населения в период предвыборной кампании / Т. С. Моллаев // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы – 2012. – №1. – С.77–79.

Н. Ю. Сурнина // Среда, окружающая человека: природная, техногенная, социальная – 2015. – С.356–361.

Сулейманова, Д. Г. Формирование политической культуры молодёжи и способы повышения её электоральной активности / Д. Г. Сулейманова // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий) – 2012. – №1. – С.124–130.

­– №1. – С.204–209.

А. В. Шемелин // Кулагинские чтения: техника и технологии производственных процессов. – 2014. – С.7–13.

университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика – 2013. – №3. – С.77–84.

Киричек, А. И. К вопросу о дифференциации содержания категорий «политическая активность», «политическое поведение» и «политическое участие» / А. И. Киричек // Общество: политика, экономика, право – 2011. – №3. – С.34–37.

.

Джармокова, Ж. А. Каналы трансляции политических интересов в современном политическом пространстве / Ж. А. Джармокова // Историческая и социально-образовательная мысль – 2013. – №5. – С.132–135.

7.

Евсеев, Е. А. Имитационная модель избирательной кампании / Е. А. Евсеев, Е. Д. Ефимова // Проблемы управления в социальных системах – 2015. – №12. – С.114–129.

Филиппова, Е. В. Модели электорального поведения в предвыборных кампаниях Забайкальского края: социологический аспект / Е. В. Филиппова // Вестник Челябинского государственного университета – 2010. – №31. – С.79–85.

Линейцева, К.С. К вопросу о моделях электорального поведения российских избирателей / К. С. Линейцева // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С.366–368.

Голованов, В. М. Муниципальные выборы: вопросы сроков проведения / В. М. Голованов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2008. – №2. – С.19–21.

Елисеев, А. Л. Использование средств массовой информации в электоральных циклах современной России / А. Л. Елисеев, Е. С. Бакалдина, М. Г. Фомина // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – №4. – С.102–107.

http://izbirkom.rkomi.ru

. – 2012. – №2. – С.1–5.

социологических наук / В. Н. Харитонова. – М., 2013. – 21 с.

Елькина, А.В. Органы местного самоуправления – элемент системы местного самоуправления: общая характеристика / А. В. Елькина // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – №7. – С.29–31.

Скорова, Н. А. Муниципальные выборы как право граждан на осуществление местного самоуправления / Н. А. Скорова, Н. В. Чуб // Права человека: история, теория, практика. – 2016. – №1. – С.185–187.

Суркина, Ф. Ж. Местное самоуправление в Республике Коми: история и тенденции развития: монография / Ф. Ж. Суркина. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2010. – 197 с.

 

 

Киричек, А. И. К вопросу о дифференциации содержания категорий «политическая активность», «политическое поведение» и «политическое участие» / А. И. Киричек // Общество: политика, экономика, право – 2011. – №3. – С.36.

Болховитина, Т.С. Политика, политическая деятельность, политическое участие: теоретические интерпретации / Т. С. Болховитина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология – 2011. – №7. – С.3.

Катушева, К. А. Тенденции политического участия молодежи в России: политический абсентеизм, автономное и мобилизованное участие / К. А. Катушева // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений – 2012. – №1. – С.2.

Киричек, А. И. К вопросу о дифференциации содержания категорий «политическая активность», «политическое поведение» и «политическое участие» / А. И. Киричек // Общество: политика, экономика, право – 2011. – №3. – С.36.

Джармокова, Ж. А. Каналы трансляции политических интересов в современном политическом пространстве / Ж. А. Джармокова // Историческая и социально-образовательная мысль – 2013. – №5. – С.133–134.

Катушева К. А. Тенденции политического участия молодежи в России: политический абсентеизм, автономное и мобилизованное участие / К. А. Катушева // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений – 2012. – №1. – С.5.

Евсеев, Е. А. Имитационная модель избирательной кампании / Е. А. Евсеев, Е. Д. Ефимова // Проблемы управления в социальных системах – 2015. – №12. – С.117.

Филиппова, Е. В. Модели электорального поведения в предвыборных кампаниях Забайкальского края: социологический аспект / Е. В. Филиппова // Вестник Челябинского государственного университета – 2010. – №31. – С.80.

Линейцева, К.С. К вопросу о моделях электорального поведения российских избирателей / К. С. Линейцева // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С.366.

Линейцева, К.С. К вопросу о моделях электорального поведения российских избирателей / К. С. Линейцева // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С.367.

Линейцева, К.С. К вопросу о моделях электорального поведения российских избирателей / К. С. Линейцева // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С.367.

Линейцева, К.С. К вопросу о моделях электорального поведения российских избирателей / К. С. Линейцева // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С.368.

Голованов, В. М. Муниципальные выборы: вопросы сроков проведения / В. М. Голованов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2008. – №2. – С.19.

Официальный сайт избирательной комиссии Республики Коми // http://izbirkom.rkomi.ru

Моллаев, Т. С. Экономический фактор как основной элемент в электоральном поведении населения в период предвыборной кампании / Т. С. Моллаев // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы – 2012. – №1. – С.77.

Елисеев, А. Л. Использование средств массовой информации в электоральных циклах современной России / А. Л. Елисеев, Е. С. Бакалдина, М. Г. Фомина // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – №4. – С.104.

.3.

.

.

.

9.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *