01 Июл

Направления психологического сопровождения воспитанников

Направления психологического сопровождения воспитанников

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

 

Психодиагностика

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется педагогом-психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

младшей группы (3-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

иагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.

) МАДОУ, согласно положению о МППС.

иагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).

По запросам родителей, воспитателей, администрации МАДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

 

Коррекция и развитие:

 

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Эта работа проводится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.

Обязательно:

– адаптационные игры, наблюдение.

старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).

выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.

В коррекционную работу входит:

;

изучение документов врачей-специалистов, сбор анамнеза;

заполнение карт обследования;

анкетирование родителей;

подгрупповая и индивидуальная работа;

консультирование родителей, индивидуальные беседы;

консультирование, семинары, мастер-классы для педагогов;

Оказание психологической поддержки старших дошкольников состоит из следующих этапов:

возрастных показателей развития

по запросам родителей и воспитателей

включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом профилактической направленности

к обучению в школе.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:

Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Единство диагностики и коррекции.

принцип коррекции.

4. Комплексность методов психологического воздействия.

.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.

 

Психопрофилактика

 

на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

 Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

отслеживание динамики социально-личностного развития детей.

содействие благоприятному социально-психологическому климату в МАДОУ.

профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

участие в экспертной оценке проектируемой предметно-пространственной развивающей среды.

 

Психологическое консультирование

МАДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога.

консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ и семье в интересах ребенка.

онсультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.  

психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Кемеровской области.

Психологическое консультирование включает:

— Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

— Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

— Индивидуальное консультирование по запросу родителей и педагогов.

— Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

 

Психологическое просвещение и обучение

Без высокой психологической компетентности всех участников образовательного процесса, и в первую очередь педагогов и специалистов, невозможно добиться положительного результата. Психологическое просвещение — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Также приобщение педагогического коллектива, воспитанников и родителей к психологической культуре.

Формы работы по данному направлению:

— актуализация и систематизация имеющихся знаний;

— повышение уровня психологических знаний;

— включение имеющихся знаний в структуру деятельности;

-проведение психологического просвещения педагогов Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей;

— оформление уголков в возрастных группах психолога «Советы психолога»;

— проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *