01 Июл

М.И. Глинка — Сцена с головой из оперы »Руслан и Людмила»

Сцены с головой

действия оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила»

(№9 по клавираусцугу в ред. М. Балакирева и С. Ляпунова)

Композитором создан также один вокальный цикл — «Прощание с Петербургом» (1840).

ой школы.

, о которой речь пойдет ниже.

Либретто содержит не только текст Пушкина, написанный четырехстопным ямбом, но и придуманные специально для оперы стихи.

ГОЛОВА:

Кто здесь блуждает? Пришлец безрассудный,

Прочь! не тревожь позабытых костей!

Тлеющих витязей сон непробудный

Я стерегу от незваных гостей.

 

РУСЛАН:

ид непонятный!

 

ГОЛОВА:

Прочь! не тревожь благородных костей!

Тлеющих витязей сон благодатный

стерегу от незваных гостей.

   

Сцена бури, ярко описываемая у Пушкина, не выражена в опере словом, «показана» в оркестре.

a

b

т.

т.

e-moll – g-moll

g-moll

sostenuto

mosso

Andante

 

структурно неделимы.

делает суровый образ декламации Головы еще более устрашающим и грозным.

Примечателен следующий момент – возгласу грозной Головы по звукам восходящего до-мажорного секстаккорда в начале сцены противостоит нисходящее движение по звукам до-минорного трезвучия в третьем эпизоде.

 

 

 

 

нисходящим секундовым окончанием.

 

постепенным расширением верхней границы диапазона.

   

сил Головы.

6/4, счетная доля – половинная с точкой, дирижирование на 2. В средней части — постоянная пульсация четвертями, ощущаемая и в выдержанных звуках.

Остальные повороты и отклонения происходят уже в рамках соль-минора.

 

   

 

 

 

 

 

Приводится гармонический анализ первого предложения первого эпизода сцены, линией выделено начало хроматического хода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

притом не выдвигая гармонию на первый план, что было типично для музыки романтизма.

   

изменений в сцене не указано.

берутся аккорды, сопровождающие речитатив Руслана.

у солиста.

предстает монолитным сочинением. Несмотря на небольшую протяженность, она заключает в себе и яркую характеристику Головы, и изобразительный эпизод бури, и событие – овладение Руслана мечом.

действительно очень эффективный, применявшийся и после Глинки. Достаточно вспомнить песню Огня из III части поэмы «Колокола» С.В. Рахманинова.

ния, будто звучит один зычный голос. Унисонного ансамбля необходимо добиваться, чтобы мужской хор, пусть и ритмично поющий не звучал «пестро» и даже фальшиво в силу разных вокальных приемов пения у басов и теноров.

минимальной фальши, которая в унисонном звучании сразу слышна.

, более смягченное в реплике в третьем разделе.

голоса, которого необходимо добиться в этой сцене в первую очередь.

Особая задача – показ вступления солисту в нужном характере и темпе на фоне паузы в оркестре.

, потому что она, несомненно, обладает для этого художественными достоинствами.

.

   

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *